Министерство экологии, геологии и природных ресурсов разработало концепцию проекта нового Водного кодекса РК. Действующий кодекс был принят в 2003 году, вода в нем рассматривается как средство достижения экономической выгоды, без учета стимулирования экономного использования. Поэтому в РК намерены актуализировать водное законодательство, чтобы стимулировать эффективное водопотребление физическими лицами, аграриями и предприятиями.

Основным водопотребителем в стране является сельское хозяйство: около 70% используемых поверхностных водных ресурсов направляется на орошение поливных земель через системы ирригации и дренажа. При этом потери воды при сельскохозяйственном использовании достигают 50-60%.

Тариф на воду при этом не отражает ее действительную экономическую ценность.

Несмотря на низкую стоимость, сельхозпроизводителям предоставляются еще и субсидии на воду: 50% от тарифа с НДС для рисовых культур, от 60 до 85% от тарифов для других услугополучателей, независимо от способов полива. Таким образом, фактическая стоимость приобретаемой услуги по подаче воды для аграриев составляет от 33 тиын (для рисовых культур) до 17 и выше тенге для других культур при тарифе свыше 20 тенге на 1 кубометр.

Авторы концепции предлагают пересмотреть подходы к установлению размера платы за воду, введя понижающие коэффициенты в случае внедрения водосберегающих, очистных технологий и модернизации имеющегося оборудования.

Также отмечается, что орошение в Казахстане характеризуется низким коэффициентом использования (КПД) воды. По информации КазНИИ рисоводства, КПД оросительных систем составляет 0,5-0,55, то есть, при средней норме орошения сельхозкультур 8,6 тыс. кубометров/га из поверхностных источников забирается 12 тыс. кубометров/га воды. При этом в южных областях страны, на которые приходится основная доля орошаемого земледелия, уровень внедрения водосберегающих технологий составляет всего 3% от площади орошения.

Для стимулирования фермеров к внедрению водосберегающих технологий с 2014 года реализуется программа субсидирования по возмещению части расходов, понесенных при инвестиционных вложениях. Но данная поддержка недостаточна.

В этой связи в проекте Кодекса предлагается предусмотреть обязанность водопользователей внедрять и применять водосберегающие технологии при поддержке государства.

Также документ затрагивает и тему изношенности водохозяйственной инфраструктуры практически на всех уровнях. Потери воды в оросительных системах составляют 50–60% от головного водозабора. В Водном кодексе планируется систематизировать вопросы учета, безопасной эксплуатации, содержания и технического обслуживания водохозяйственной инфраструктуры, а также цифровизации отрасли. В том числе предлагается создать единую Национальную информационную систему водных ресурсов.

В целом авторы концепции подчеркивают, что водные ресурсы Казахстана подвержены внешним рискам гораздо сильнее, чем в других странах. Страна зависима от трансграничных рек, согласно прогнозам, их приток может сократиться на 10-15% к 2030 году. Если не предпринять мер, то в результате быстро растущей потребности в воде и сокращения устойчивых запасов к 2030 году ожидается дефицит воды в объеме 23 млрд кубометров. Это сопоставимо со 100% общегодового забора воды в настоящее время. Такой дефицит может привести к деградации озерной и речной экосистем. В частности, специалисты опасаются повторения катастрофы Арала на озере Балкаш.

В конечном итоге, ситуация приведет к вынужденному нормированию потребления воды в экономических целях, в том числе в сельском хозяйстве, возможным перебоям с водоснабжением населенных пунктов и другим последствиям.