В Послании народу Казахстана, Глава государства отметил, что сельское хозяйство республики остро нуждается в передовых технологических решениях. Ведь состояние агропромышленного комплекса (АПК) напрямую влияет на продовольственную безопасность страны. Как известно, агропромышленный комплекс — сфера весьма специфическая, которая зависит от климата, состояния земли, качества семян, производства и не только. В развитии АПК ключевую роль играет сельскохозяйственная наука, благодаря которой в отрасль внедряются новые технологии. С какими проблемами сталкивается отечественная наука в сфере сельского хозяйства, читайте в нашем материале.
Достижения науки в области АПК
Отечественная наука в сфере АПК за последние 30 лет сделала большой скачок. В стране работают десятки научно-исследовательских институтов, в стенах которых выводятся новые сорта растений, создаются лекарственные препараты, проводится селекция животных.
Всю научную работу в области АПК страны, курирует Национальный аграрный научно-образовательный центр. Организация является единым оператором, который связывает аграрную науку с государством и бизнесом. В центр входит 37 дочерних организаций со всей страны, это университеты, научно-исследовательские институты и опытные станции.
За годы независимости НИИ входящие в состав центра приняли участие в более чем 5 тысячах проектов. За это время были созданы более 600 сортов различных сельхозкультур, гибридов, плодово-ягодных и овощных культур. Также было выведено более десятка видов животных и птиц.
«За последние 15 лет впервые в Казахстане появились свои новые чисто казахстанские сорта по 18 видам овощей: это томаты, морковь, баклажан, горох и другим. Большие достижения у нас имеются в области ветеринарии более 740 патентов на изобретения получено. Это и вакцины и ветеринарные препараты. За последние три года в 10 областях Казахстана создано более 60 модельных ферм в отрасли животноводства. В ближайшие три года будет создано 45 новых сортов», — перечисляет достижения отечественной науки, управляющий директор по науке, и член Правления Национального аграрного научно-образовательного центра Саяхат Нукешев.
По словам Саяхата Нукешева, в Казахстане используются три вида финансирования науки в области АПК. Первый – базовое финансирование оно идет по линии Министерства науки и высшего образования. Эти средства выделяются на общее содержание научно-исследовательских организаций. Однако его получают институты, которые занимаются научно-исследовательской работой. Второй вид — это программно-целевое финансирование, которое выделяет Минсельхоз. Так, каждые три года министерством объявляется конкурс, в котором участвуют научные организации республики, выигравшая организация получает финансирование. И еще один вид – это грантовое финансирование от различных организаций или Министерства науки.
Например, Минсельхоз в год выделяет от 8 до 9 миллиардов тенге на программы целевого финансирования. Именно на эти средства ученые центра проводят научные исследования.
В сельхоз науке есть проблемы
В 2018 году с целью внедрения элементов точного земледелия, и цифровизация в сфере АПК ученые центра провели анализ почв главных зерносеющих регионов страны. Точное земледелие подразумевает совершенно другой подход к изучению состояния почвы. Если раньше пробу брали с 75 гектаров, то при точном земледелии образец берется с 1 гектара, выходит, что такой метод в 75 раз точнее.
«По результатам анализа мы пришли к выводу, что ситуация печальная. 70-80% наших полей имеют низкое или очень низкое содержание азота и фосфора. А потенциальная урожайность пшеницы наших темно-каштановых почв северного Казахстана 40 — 45 центнеров с гектара. Есть участки, которые могут дать и 80 центнеров. А по факту, у нас сейчас урожайность 11-12 центнеров с гектара, то есть, сколько мы теряем. После анализа мы сделали карту почв и выборочно вносили удобрения по ее потребности», — рассказывает Саяхат Нукешев.
Однако эти регионы столкнулись с другой проблемой: отсутствие специальной техники, которая может вносить удобрения глубоко в почву. Когда удобрения вносятся на поверхность почвы, она уплотняется, из-за чего на полях появляются лиманы, это значит, что вода практически не впитывается в землю. Однако казахстанские ученые нашли решение этой проблемы, создав специальный агрегат. Новый рыхлитель-удобритель способен глубоко рыхлить почву и вносить удобрения в разные ее слои.
Особенность работы установки в том, что внутри почвы она делает своего рода емкости для скопления влаги. Так, снег хорошо впитывается в такую почву и этой влаги хватает до конца вегетационного периода.
«В 2020 году мы провели опыт на Карабалыкской СХОС, сравнили три поля по 100 гектаров. Первое поле было без зяби, на втором работали с обычным плоскорезом глубокорыхлителем, на третьем использовали новый рыхлитель-удобритель. Следующий год как раз выдался засушливым. Результат был такой: где зяби не было, мы получили 7 центнеров с гектара, где прошли плоскорезом, урожайность составила 11-12 центнеров, а где использовали новый агрегат, даже без внесения удобрений, получили прибавку к каждому гектару 2,7 центнера. С 1200 гектаров прибавка составила 300 тонн. Это и есть результат науки. Так наука помогает фермерам зарабатывать больше», — рассказывает Саяхат Нукешев.
В семеноводстве нужно навести порядок
Основной упор отечественная сельхоз наука делает на семеноводство. Перед учеными стоит задача создавать сорта семян, которые адаптированы под особенности климата и почвы отдельного региона. Например, районированная пшеница даст больше урожая, чем импортная, пусть даже самая лучшая.
«К нам из Канады привозили сорта и думали, что получат хороший урожай, но эти семена не адаптированы под нашу почву и климат, поэтому они показали хуже результат, чем наши сорта. Завезенные семена не выдерживают наши условия. Поэтому семена и любая техника, технология должны адаптироваться под нашу почву. Поэтому проведение научно-исследовательских работ в своем регионе очень важно», — поясняет Саяхат Нукешев.
Как отмечает управляющий директор по науке Национального аграрного научно-образовательного центра, основная проблема отечественной сельхоз науки — катастрофическое недофинансирование. Ведь зарплаты ученых напрямую зависят от научных проектов, которыми они занимаются. Формула проста и сурова — «Нет проекта, нет науки, нет денег.» При этом прямого финансирования нет. Финансирование идет строго через конкурс под определенный проект. В стране есть НИИ, который уже второй год не получает финансирования, потому что его проекты не прошли по конкурсу.
«Сейчас в стране хаос в системе семеноводства. Отсутствует сертификация на генетическом уровне, бесконтрольно завозятся импортные семена. Никто не следит за качеством этих семян. Есть проблема нехватки семян по некоторым культурам. Например, по сахарной свекле обеспеченность собственными семенами всего 2%. По картофелю только 9% и другое. При этом созданием новых семян в стране занимаются не только государственные научные организации, но и частный бизнес», — говорит Нукешев.
Процесс создания семян состоит из нескольких этапов. В самом начале на протяжении трех лет ведутся испытания сорта в питомниках. На четвертый год ученые получают так называемую супер-элиту, это семена первой репродукции, максимально чистые, незараженные инфекциями материалы. Далее в специальных хозяйствах на основе этих семян получают элиту, которую уже можно использовать.
«Еще одна причина малого количества отечественных семян – низкий уровень материально-технической оснащенности, а именно изношена семеноводческая техника. Поэтому есть случаи, когда хозяйства сеют товарные семена. При этом семена дорогие их не все могут купить. Еще одна проблема, низкая роль госинспекции по генетическому качеству ввозимых семян, практически отсутствует сертификация семян. Вдобавок, есть высокая импортозависимость в семенах. Помимо всего прочего, нет четкой системы выплаты роялти авторам семенных сортов, то есть институты не получают авторские выплаты. Работа селекционера очень тяжелая и кропотливая, а оплата этого труда низкая. Чтобы вывести один сорт семян пшеницы уходит 8-12 лет. Поэтому у молодежи нет мотивации идти в сельхоз науку», — сетует Саяхат Нукешев.
В качестве решения проблем в Национальном аграрном научно-образовательном центре предлагают следующее: например, повысить субсидии на закупку селекционно-семеноводческой техники до 80%. Также в законе о семеноводстве регламентировать сроки обновления семян. Ведь у семян есть свои сроки и период их использования 5-10 лет. А еще предлагается внедрить информационную систему прослежеваемости семян. Чтобы было видно, куда и в каком объеме отправляются семена.
«Также нужно внедрить механизм прогнозирования и планирования в системе семеноводства. У завозимых в страну сортов должен быть паспорт, семена могут быть заражены болезнями», — говорит Нукешев.
Как отмечают в центре, в отечественном АПК есть еще одна проблема — переработка и хранение овощей и фруктов. Если с хранением зерновых и муки дела более ли менее, то с овощами – все печально. Например, с нехваткой хранилищ столкнулись фермеры, которые занимаются выращиванием картофеля. При этом есть хозяйства, которые на собственные средства оборудуют хранилища и получают выгоду.
«Сейчас многие у кого есть возможность, занимаются картофелеводством. Это очень выгодно. 100 гектаров картофеля по цене равнозначно 3 тысячам гектаров пшеницы. Если есть где хранить, то выгоднее выращивать картофель. В Караганде есть хозяйства, которые полностью обеспечивают картофелем и Караганду и Астану, у них есть большие суперсовременные хранилища, в которых держится определенная температура», — говорит Саяхат Нукешев.
Что дальше?
В планах у отечественной сельхоз науки создавать такие условия, чтобы получать более высокую урожайность сельскохозяйственных культур. Один из путей решения – полив зерновых.
«В Караганде есть фермер Жабяк, в этом году он получил на поливе 150 центнеров ячменя с гектара. У нас зона рискованного земледелия и если у хозяйств есть средства, то они покупают дождевальные установки. В Северо-Казахстанской СХОС сейчас проводятся исследования по поливу полей, а именно ведутся изыскания, как пшеница реагирует на полив, сколько нужно воды, как она влияет на урожайность, какие нужны сроки по поливу. Например, Костанайской области уже третий год засуха, поэтому нам надо заниматься поливным земледелием, так как климат меняется», – отмечает Саяхат Нукешев.
В центре уверены, пораразвивать отечественное производство сельскохозяйственной техники. Например, сейчас идет бесконтрольный завоз сельхозтехники в страну. При этом потенциал Казахстана в области сельхозмашиностроения огромен.
«Мы могли бы уже выпускать комбайны, в Костанае был дизельный завод. Когда СССР развалился, мы были почти в одинаковом положении с Беларусью. Сейчас по сельхозмашиностроению они ушли далеко вперед от нас. Сейчас в Казахстан даже Иран, Узбекистан, и Турция завозят свою технику, а мы делаем лишь сборку тракторов. Чтобы выпускать полностью свою технику для этого нужно создать Национальный центр сельхозмашиностроения», — говорит Саяхат Нукешев.
Развитие сферы АПК это и внедрение цифровизации. Цифровизация — это составление математической модели, которая будет учитывать все факторы, и предоставлять аграриям конкретные варианты решений.
Так, по данным НАНОЦ, в Северо-Казахстанской СХОС ведутся исследования по внедрению системы принятия оптимальных управленческих решений с использованием космических технологий. Такая система может вести постоянный контроль полей, с использованием технологий дистанционного зондирования земли. Сюда входит мониторинг метеоусловий, состояния почвы, влаги, солнечной радиации. Все данные собираются и анализируются системой, которая после предлагает фермеру различные варианты решений, например, какой сорт нужно сеять, где и в какое время.
Еще одна проблема отечественного АПК – истощение почв. Почвы зерносеющих регионов остро нуждаются в восстановлении. Для этого необходим анализ состояния почв всех регионов. Однако эта работа очень длительная дорогостоящая, в общем, как и удобрение почвы.
https://el.kz/ru/news/news/s-kakimi-problemami-stolknulas-otechestvennaya-nauka-v-sfere-apk/